iTech Bridge's Blogs: Anatoliy Milner (Rus.)

Blogs by premium (silver, gold, platinum, partner)iTech Bridge members. Anatoliy Milner's blog in Russian. Блоги привилегированных участников iTech Bridge(www.itechbridge.com). Блог Анатолия Мильнера.

My Photo
Name:
Location: Beverly, Massachusetts, United States

Monday, January 22, 2007

God bless America? или Редко Задаваемые Вопросы

Моему внуку Максу Дэвиду – гражданину США

Сегодня только ленивый не ругает Америку. Конечно, если не рассматривать самих американцев. Они то, независимо от своих идеологических пристрастий, расы, возраста, пола и других различий, продолжают считать свою страну по определению самой лучшей на свете. А вот весь остальной мир ругает, сильно ругает. И в Ирак не понятно зачем полезли. И учить всех уму разуму любят. И массовой поп-культурой планету наводнили. И индивидуалисты они отъявленные. И цветные революции организовывают. Продолжение этого перечня можно найти почти в каждой российской газете (и не только российской). Стоит, по всей видимости, за многое Америку ругать. Мне, волей судеб оказавшему здесь, также много чего в этой стране не понравилось.

И, как всегда, чем сильнее ругаешь, тем больше злорадствуешь неудачам того, кого ругаешь. К сожалению, большинство из нас так уж устроены: хорошо, когда у более сильного и богатого соседа в огороде что- то не то вырослоJ. Действительно, не лучшие времена переживают сейчас американцы. Король (простите, президент), которым хорошо управляет свита, оказался самым бездарным в истории страны. Колоссальный национальный долг. Доллар продолжает падать. Лавина корпоративных скандалов. Аутсорсинг за рубеж начал вымывать национальную основу - средний класс. Наконец, то же Иракское болото – уж очень непростая эта работа вытаскивание из него американского бегемота...

Всё это так. Но давайте посмотрим на Америку с другой стороны. Не буду судить о том, кто на самом деле изобрёл радио. Не исключаю, что Попов. Даже для моего поколения – это уже далёкая история. Поговорю о том, чему я был и есть активным свидетелем. Информационные технологи. Персональные машины – Америка. Культура, введённая в наш бизнес и быт операционной системой Windows – из Америки.

Опять же, только ленивый не ругает эту систему и Билла Гейтса заодно (из той же сказки про огородные проблемы у богатого и сильного соседа). Спорить сейчас о том, что было бы, если IBM для своих первых персоналок, выбрал бы не майкрософтовскую платформу, это всё равно, как спорить, что было бы, если российские программисты продолжали бы работать на платформе, скажем, БЭСМ-6. История техники, как и любая другая, не знает сослагательного наклонения. Ругать то Майкрософт ругают, но в своём подавляющем большинстве мир продолжает использовать творения Гейтса. Значит, история пошла далеко не самым плохим путём.

Практически любые новые направления в программных приложениях и инструментарии – опять Америка первопроходец. Возьмём Интернет – мировой феномен. Лопнувший в конце ушедшего века дот-комовский пузырь– ведь это только одна сторона медали. Однако не надо забывать о другой: разнообразие веб-сайтов, наводнивших Сеть. Их количество уже уверенно перешагнуло за 100 миллионную отметку. Многие из них начинают коренным образом менять наши привычки и жизненный уклад. Сайты из самых разных стран, но...Практически, каждый из популярных в своей стране сетевых ресурсов есть ничто иное как более или менее удачно локализированный вариант соответствующего американского. Мы говорим о современных поисковых алгоритмах, понимаем Goggle. Мы думаем об Интернет- магазине и, прежде всего, называем Amazon. Трудоустройство – Monster. Электронный аукцион – eBay. Почти каждый местный вундеркинд имеет своего богатого американского родственника.

Новая Web 2.0 волна, и снова та же история. Америка опять впереди планеты всей. Любая разновидность этого направления должна появиться сначала в Америке, обрести здесь популярность, чтобы на неё обратили внимание в других странах. А дальше – либо почти прямое клонирование, либо покупка и локализация. Сначала LinkedIn - только потом MoiKrug.ru , сперва digg - затем News2.ru, del.ici.us BobrDobr.ru и так далее. Одна компания в Германии за немецкоязычный клон facebook выложила не много, не мало – 130 миллионов евро. И всё это на фоне непрекращающихся разговоров типа «Очередной мыльный пузырь» или «Ничего нового, мы это уже давно предлагали». Первое, естественно, со ссылками на американских авторов; второе о ссылками на собственные статьи или блоги. При этом, все говорящие о мыльном пузыре, почему-то забывают упомянуть, что цитируемые авторы рассматривают, как правило, коммерческую, а не техническую сторону вопроса (размер инвестиций, сроки окупаемости, прибыльность, рекламный поток и т.п.). В этом плане, даже если и пузырь, то думаю, никто не будет возражать, если после очередного взрыва в качестве сухого остатка останутся новые «гуглы», «амазоны» и «монстры».

Что касается «ничего нового», то здесь мы как раз и подходим к самому главному. У меня есть несколько вопросов, на которые, сразу скажу, я, к сожалению, пока не нашёл ответов. Допустим, авторы в оценке новизны концепции Web 2.0 правы. Однако, почему тогда дальше общих разговоров дело не пошло? Почему первыми опять стали американцы? Хотя с технологической точки зрения здесь, вообще, нет никаких проблем. Это вам не микроэлектронное производство разворачивать!

Если кто-то сейчас ожидает, что я опять буду говорить об отсутствии настоящего рынка, нетехнологичности российских программистов и влиянии «трубы», он ошибается. Труба-трубой, но ведь те же digg, MySpace и YouTube не пришли из Франции, где «трубой» никогда и не пахло. Не появились они и в таких образцовых рыночных странах, как, например, Канада или Англия. Индия и Китай также здесь ничем похвастаться не могут, хотя по технологичности своих программистов они мало чем уступают Америке. Даже атом и космос им по плечу. А тут относительно простенькие сайтики. Откуда же у страны такое поразительное чутьё на всё новое и перспективное?

Естественно, о национальных особенностях также не стоит говорить. Если хорошо поискать, то мы, безусловно, найдём и индусов, и китайцев (как и выходцев из России, конечно) среди создателей самых передовых средств и технологий. И почему эмигранты уже в первом поколении, родители которых знают о пионерах Дикого Запада только по романам Фенимора Купера, моментально заражаются теми же вирусами предпринимательства и немного авантюризма, что и золотоискатели Колорадо и Калифорнии?

Кстати, об общих законах рынка. Общие то общие, но почему, же тогда именно в момент, когда Америка переживала экономический кризис, вызваный, в том числе, и крахом дот-комов, на сцену неожиданно для всех вышли новые игроки, в целом, на том же бизнесовом поле? Вышли именно, здесь, а не в других странах, которых также задел этот кризис!

Расскажу одну, на мой взгляд, чисто американскую историю. Современную. Двое, недоучившихся в университете парней, обратили внимание на digg и решили, что они могут сделать лучше. О своих идеях рассказали одной инкубаторской компании, и те, немного поколебавшись, дали им аж $12000 – на аренду комнаты в подвале и, как здесь говорят, холодную пиццу. Через три месяца сайт, наполняемый информацией от пользователей, появился в сети и в течение года вошёл в первые шестьсот наиболее посещаемых. Довольно интересный, хотя на первый взгляд, несколько примитивный ресурс. Многие работающие с новостями его хорошо знают – reddit. Сейчас проект куплен одной из ведущих западноевропейских медиа компаний приблизительно за $100 миллионов. Жизнь покажет, ожидает ли reddit судьба таких вышедших из гаража проектов, как Microsoft и Goggle, но первые свои миллионы ребята уже сделали. И, в связи с этим следующий вопрос: почему же всё-таки количество «сапожников», благодаря своему труду ставшими миллионерами, в Америке на душу населения продолжает превышать общий уровень в других развитых странах? Или «сапожников» уже там не осталось, или «сапоги» они чистят другие!?

И не всегда в деньгах счастье. Ведь сумму, потраченную инвесторами на этот проект, могла позволить себе каждая финансовая компания в любой африканской стране. Могла, но не позволила. А американский инвестор рискнул. По всей видимости, здесь и кроется ответ на ещё один вопрос: почему количество стартапов, устремившихся сейчас в Web 2.0 (как и в другие хай-тек области), несмотря на пессимизм многих «опытных» людей, продолжает в США расти быстрее, чем в других частях света?

И уверен, ещё не вечер – от этих новичков нас ожидает не один революционный проект. Даже если его отнесут уже к Web 3.0. Ведь упомянутая выше сверх чувствительность на новые идеи здесь сочетается с практическим умением доводить их до масс с пользой для самих масс и с выгодой для «доводящих». Откуда это умение, лежащее в основе американской мечты, постоянно рисковать, отдавать и получать? Почему эта триада для общества, в целом, никогда не разрывается? Не стоит, наверное, искать злого смысла в американском «если ты такой умный, почему ты не миллионер?» Всё больше склоняешься к мысли, что в этой фразе на уровне подсознания заложен очень простой постулат: если ты такой умный, сделай что-то нужное другим, и будешь богатым. Не правда ли, несколько иной алгоритм бизнеса, чем у многих «наших новых»?

Вот такие почти безответные вопросы. И последний. Может быть, действительно, какая-то Высшая Сила избрала теперь уже другой народ (американцев), в качестве проводников на этот раз технического прогресса? Если это так, то хотелось бы, конечно, заглянуть в свитки Супернового (Технологического) Завета, чтобы узнать условия сделки. Ведь без неё тут, конечно, не обошлось. Другого и нельзя ожидать от этих, ну уж очень прагматичных американцев...

Кто знает, а вдруг мой внук Макс Дэвид(Max David) , появившийся на свет в день написания этих заметок, когда нибудь подскажет мне ответы на все эти вопросы.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home